The Zirekle Mosque



Книги.

Suzlekler.

PDF-ta tiksherelgen Cyrillic Tatar hereflere.


ХАДИ АТЛАСИ



ИСТОРИЯ СИБИРИ


Среди наук, способных сделать человека человеком в истинном смысле этого слова, первое место, вне всякого сомнения, должно отводиться истории.

Сколь жалок человек, ничего не знающий о самом себе, столь же обделен и достоин сожаления тот, кто не знает прошлого своего народа.

История - единственная из наук, способная пробудить в человеке чувство национального достоинства.


В работе видного общественного деятеля татарского народа, педагога и историка Хади Атласи "История Сибири" подробно описывается история Сибирского ханства, борьба тюрко-татар Западной Сибири за свою государственность.



О ХАДИ АТЛАСИ И КНИГЕ "ИСТОРИЯ СИБИРИ". И. К. Загидуллин.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА.
ТЮРКИ. СКИФИЯ. ТУРАН. СИБИРЬ.
СИБИРЬ.
ЧИНГИСХАН.
КЫРГЫЗЫ.
СИБИРСКИЕ ХАНЫ.
РУССКИЕ ЗНАКОМЯТСЯ С СИБИРЬЮ.
КАЗАКИ. ЕРМАК.
ХАН КУЧУМ.
ВОЙНА КУЧУМА С ЕРМАКОМ.
БЕГСТВО РУССКИХ ИЗ СИБИРИ.
ПОВТОРНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ РУССКИМИ СИБИРИ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.
СНОСКИ.

<< Start

КАЗАКИ. ЕРМАК.

Мы уже рассказывали о том, как, убив Ядкара и захватив Сибирское ханство, Кучум стал единовластным хозяином Сибири. Хотя хан правил довольно долго, в последние годы жизни земли у него отнял силой пришлый с Дона казак по имени Ермак Тимофеевич со своими товарищами.


Прежде чем начать рассказ о Ермаке и его жизни, необходимо сказать несколько слов о казачестве того времени, чтобы стало ясно, что оно представляло собой в том далеком прошлом.


Слово "казак" - тюркского происхождения и означает "беглый" (качак, качгак). Бежав из России на ее окраины, казаки жили по соседству с татарами, находясь в самых тесных взаимоотношениях с народом, от которого восприняли свое название34-1.


Само географическое положение Древней Руси диктовало необходимость в казачьих поселениях по ее окраинам. Это было вполне естественно, потому что Россию со всех сторон окружали степи.


С укреплением в Московском государстве самодержавной власти царь взял правление в свои руки, и это прежде всего отразилось на жизни простого человека, который лишился былой воли, был закабален непосильными поборами и отдан боярам в рабство. Все это вынуждало бежать, искать лучшей доли на стороне. Понятно, что на такое решались самые отчаянные и дерзкие. Таким образом, если главной причиной возникновения казачьих поселений явилось географическое положение России, то и внутренних причин было более чем достаточно.


Вот из таких отчаянных голов и сложилось казачье сословие. На Дону большая часть казаков обосновалась в XVI веке. Беглые обычно предпочитают не трудиться, жить за чужой счет. Донские казаки не были исключением - промышляли разбоем. Не довольствуясь гористыми берегами Дона, они стали совершать набеги на Волгу, грабя там бухарских и иранских послов и купцов. Столь же хладнокровно нападали они и на своих, русских, не стесняясь при случае поживиться и царской казной.


Если малорусские казаки лишь в начале XVII века стали добираться на легких своих ладьях до берегов Черного моря, нападать на его северные, восточные, а иногда и южные берега, опустошая татарские и турецкие города (первые поселения запорожских казаков стали появляться во второй половине XVI века), то вольница донских казаков, давным-давно окрепнув, держала в страхе земли далеко окрест себя.


Расправившись с Казанским и Астраханским ханствами, расширив границы своего государства до самого Каспийского моря, Иван IV начал вкушать плоды своих деяний. Бухарские и иранские караваны, которые еще в древние времена проложили дорогу в Булгар, стали теперь приходить в Россию. Для лихих людей, засевших в крепостях на Дону, эта добыча была особенно желанной, поскольку товары купцов никем не были учтены. В 1549 году ногайский мурза Юсуф отправил в Москву жалобу на казаков. Царь ответил ему так: "Эти беглецы живут на Дону без нашего на то согласия, скрываясь от нас. Мы уже несколько раз посылали. Только наши люди поймать не могли. Вот снова собираемся послать, чтобы переловили. Кого поймаем, предадим пыткам. А сами вы не могли бы поймать? Коли поймаете кого, дайте знать". После этого Юсуф жаловался еще несколько раз. 1 октября 1577 года для борьбы с казаками на Волгу и Дон был снаряжен большой отряд во главе с Иваном Мурашкиным. Мурашкин взял в плен и казнил довольно много казаков, но большинство пойманных бежали. Был среди них и атаман35-1 Ермак Тимофеевич, которому судьба готовила необыкновенное будущее. Поднявшись по Каме до Чусовой, он с товарищами оказался в Кергедане, построенном Строгановыми. На Каме в то время жил Максим Строганов, сын Якова, внук Аники. Хотя казаки пришли сюда не с целью грабежей, все же добрыми людьми они не стали. Максим вынужден был принять их, так как опасался незваных гостей35-2.


Сам факт, что во владения Строгановых на Урал казаки пришли с Волги, поднявшись по Каме, разногласий у историков не вызывает. Спорят о том, как они туда пришли, - по вызову Строгановых или сами, когда это случилось и сколько их было. Карамзин, Соловьев и другие подобные им историки последнего времени считают, что 6 апреля 1579 года, получив от Строгановых письмо, казаки в составе 540 человек отправились на Каму и прибыли туда 21 июня. Оставаясь у Строгановых до 1581 года, они оказали им много услуг: разгромили, например, 680 вогулов, напавших на имение Строгановых во главе с Бигбиле, взяв самого мирзу в плен. Через два с лишним года, 1 сентября 1581 года, придав отряду еще 300 человек (так что всего стало 840), Строгановы отправили их на восток для покорения Сибири. Историки эти опираются на так называемую "Строгановскую летопись", неизвестно когда и кем написанную.


Поскольку среди русских историков, приверженных к истине36-1, указанный источник не пользуется доброй славой и текст его противоречит написанному Миллером и Фишером, самыми честными среди историков, мы не можем отнестись к нему с доверием. По мнению Миллера и Фишера, число казаков, разбойничавших на Волге вместе с Ермаком, было 7000. К Строгановым прибыло 6000.


Слепые патриоты-фанатики, подобные Карамзину и Соловьеву, силятся отмыть вора и убийцу Ермака, придать ему благообразный вид. Тогда как Миллер и Фишер не скрывают его разбойничьей сути, и во время плавания по Волге, Каме и Чусовой он показан тем, кем на самом деле и был. Отправляя Ермака в Сибирь, историки ни словом не упоминают о его национальных и религиозных чувствах, он так и уходит туда хищником и дикарем.


Господа Миллер и Фишер участвовали в экспедиции, которая была снаряжена в XVIII веке для изучения Сибири. Первый из них работал там с 1733 по 1743 годы, изучил все имевшиеся архивы и написал по истории Сибири самостоятельный труд, получивший широкую известность. Второй провел в Сибири 10 лет - с 1739 по 1749 годы, изучая историю края непосредственно. Каждый был командирован в Сибирь Академией наук. Эти два человека оценивали события честно, независимо от того, о ком идет речь - русском, татарине, еврее, мусульманине или христианине, исходя лишь из строго научных соображений. Вот почему мы предпочитаем мнение этих ученых, считая слова Карамзина и Соловьева недостаточно обоснованными. Рассказывая о самом Ермаке и его походе, мы также намерены уделять основное внимание мнению уважаемых ученых.


Будучи донским казаком, Ермак неотделим от своих товарищей, надо бы говорить обо всех казаках вместе, но он был незаурядным предводителем, поэтому необходимо сказать о нем несколько слов отдельно.


Ермак - это тот человек, который отнял у татар огромные земли Сибири. Передав их России, он увеличил ее территорию до неслыханных размеров. Мы намерены уделить этому человеку не меньше внимания, чем русские историки, скрупулезно изучающие каждый его шаг.

Ермак.

Относительно места рождения Ермака в истории существует множество толков, однако все это одни предположения, не более. Точных сведений нет. Кто-то утверждает, что Ермак родился на Каме. Кто-то полагает, что он выходец с берегов Дона. То же самое можно сказать о происхождении его имени. Некоторые историки заявляют, что его настоящее имя Василий37-1. Позже, когда он с казаками разбойничал на Волге, его назначили кашеваром. Отсюда якобы и прозвище Ермак37-2, что на древнетатарском языке означает "котел". Поскольку это имя не относится к числу православных, никто не может согласиться с тем, что оно настоящее. Некоторые полагают, что это производное от Ермолая. Карамзин полагает, что Ермак перекликается с именем Герман. Мы же думаем, что подлинное имя Ермака - Ермил, по-свойски - Ермак. Имя было распространено, и не один завоеватель Сибири носил его. Даже среди сопровождавших Ермака казаков был еще один с таким именем. Одного остяцкого князя после крещения назвали Ермилом, так что он тоже был Ермаком. Известны еще и такие разновидности этого имени: Ермачок, Ермачко, Ермачишка.


Между прочим, много местечек и деревень в Сибири связано с именем Ермак, хотя они никакого отношения к нашему завоевателю не имеют. Возле Тобольска, на реке Мостовая, было Ер-маково; на реке Плоской стояла деревенька Ермачково. Их назвали по имени людей, основавших эти поселения. Ермак ничего общего не имеет с Ермолаем, потому что иначе было бы Ермошка или Ермолка. Один туринский татарин после крещения был переименован в Ермолая, так что его хутор на берегу Ницы называли Ермолаевым Уделом. В документах, имеющих отношение к Сибири, имя Ермил почему-то совершенно не встречается. Может быть оттого, что в ходу больше была простецкая форма Ермак. Словом, имя это не имеет ничего общего с татарским котлом, и с Германом тоже.


Исторические книги подробным образом расписывают последние годы жизни Ермака и ничего не сообщают о прежней его жизни, поскольку он не был сыном прославленного человека, да и сам в молодости ничем не отличался от прочих людей. По этой причине время его рождения нигде не значится.


Жизнеописание Ермака во всех книгах начинается с его разбойничьих похождений на берега Дона, Волги и Хазарского моря. Мы уже писали, как бесчинствовали казаки, как 1 сентября 1577 года был послан хорошо вооруженный отряд Мурашкина, чтобы покарать их, и о том, как Ермаку удалось бежать из плена.


Судя по свидетельству серьезных ученых, Ермак не был в плену у Мурашкина38-1. Едва прослышав о том, что для поимки казаков выслано сильное войско, он с товарищами бежал на Урал. Было это 28 августа 1577 года, т.е. не после стычки с правительственными войсками, а задолго до этого. Поднявшись по Каме, атаман вышел к строгановским владениям. Хозяева, понятно, приняли их - кому охота связываться с разбойниками? Ермак пробыл там с конца 1577 года до середины 1578-го.


Живя на Урале, Ермак много слышал о Сибири и живших там народах. Через зырян, которые не раз ходили туда на охоту, он получил много полезных сведений, узнал, что проникнуть в Сибирь можно по Чусовой. Тогда-то ему и захотелось пойти за Урал да хорошенько поживиться. Летом 1578 года он отправился в поход по Чусовой.


Конечно же, Ермаку и в голову не могла прийти мысль о том, чтобы добыть сибирские земли для русского государства. Он понятия не имел, что ждет его впереди. Его интересовала только пожива.


К решению Ермака Строганов не имел ни малейшего отношения, разве что дал разбойникам в дорогу все, что они потребовали. Пусть бы попробовал не дать! Ему было абсолютно безразлично, что будет с этими тысячами разбойников, иначе предложил бы проводника, в котором те, как выяснилось, нуждались.


Плывя по Чусовой, казаки по ошибке зашли на Сылву, приток Чусовой. Говорят, это случилось 26 сентября. Ермак, не подозревавший о своей оплошности, продолжал путь к верховьям Сылвы. Он слишком поздно узнал, что заблудился. Плыть назад было уже нельзя, пришлось остаться на зиму. Ермак устроил зимовье, укрепил его, чтобы было где укрыться от набегов уральских татар. Это место до сих пор именуется Ермаковым городищем38-2.


300 казаков были отправлены для ограбления окрестных вогулов и вернулись с богатой добычей. В начале весны атаман собрался в путь. Некоторые товарищи попросили разрешения остаться на Урале. Ермак позволил им.


До Ермака русских поселений в тех местах не было. Пожелавших остаться оказалось немало. Отряд Ермака насчитывал теперь не более 5000 человек. Казаки, ходившие зимой грабить вогулов, принесли о Сибири более точные сведения. Теперь, испытав все на себе, они хорошо знали, что пускаться в столь дальний путь, не запасшись провизией, нельзя, может не хватить сил. Знали также, что без ружей им сибирские народы не одолеть.


Понимая, что провиант и оружие, кроме как у Строганова, взять негде, Ермак, выбравшись из Сылвы, поплыл вниз по Чусовой. Промышленник, естественно, оказался в затруднительном положении, потому что вооружить и обеспечить провиантом такое количество людей было непросто даже ему. Он дал понять, что такое дело ему не по плечу, на что казаки отвечали угрозой убить его и разорить владения. Строганову ничего не оставалось, как добыть для них все39-1 и даже три пушки в придачу. Впрочем, он не забыл взять расписку о том, что, если казакам повезет, он свое получит назад.


Приготовившись к походу, Ермак потребовал несколько проводников, боясь снова сбиться с пути. Прощаясь с Максимом Строгановым, который так его выручил, Ермак обещал, если Бог пошлет ему удачу и поможет вернуться, непременно заплатить за все, отблагодарить его лучшим образом.


Тем временем весть о беглых разбойниках и о помощи, оказанной им Строгановым, дошла до Москвы и стала известна царю. По этому поводу Иван Грозный прислал Максиму Строганову сердитую грамоту от 16 ноября 1582 года.


Плыть по Чусовой было очень тяжело. Во-первых, река была мелководной; во-вторых, грести приходилось против течения. Чтобы ускорить продвижение, нужно было попасть в реку Серебрянку. Оттуда открывался путь на Тору39-2, из Торы - в Тобол, а из Тобола - на Иртыш. Караван повели по реке Межевая Утка, которая оказалась слишком мелкой, непроходимой. Понадеявшись, что она окажется более удобной, чем Серебрянка, проводники просчитались. Пришлось вернуться назад и искать подходящую реку.


Пока казаки блуждали, лето подошло к концу. Выйдя из Серебрянки в том месте, где в нее впадал Кукуй, Ермак приказал готовить зимовье, укрепить его со всех сторон. Зимовье сохранилось до сих пор. Оно также называется Ермаковым городищем39-3. Войско Ермака с 5000 сократилось до 3000. Во-первых, это объяснялось большими трудностями в пути. В результате казаки бежали. Во-вторых, люди гибли из-за ссор, кончавшихся кровавыми развязками.


В тех местах было много вогулов. Казаки же держались только за счет грабежей. Они отбирали у местных жителей не только съестные припасы, но все, что ни попадалось под руку. Бедные вогулы обречены были на смерть от голода и холода. Из-за такой жестокости жители тех мест не испытывали к пришельцам добрых чувств. Слух об их делах прокатился по всей округе, и люди затаились в страхе.


Чтобы избавиться от непрошеных гостей, местные жители объединили свои усилия. Когда часть казаков, переправившись через Тагил, вышла к реке Нейва, татары и вогулы под предводительством местного мурзы напали на них и обратили в бегство. Иные из казаков погибли в стычке. Вернувшись к Ермаку, казаки рассказали о случившемся. Позже на месте, где жил мурза, появился городок, названный Мурзинское40-1. На этом месте произошла первая стычка казаков с татарами.


С наступлением весны предстояло возобновить поход вглубь Сибири. Ермак был занят обдумыванием маршрута. Ему подсказали, что в десяти километрах от их стоянки течет река Баранжа, впадающая в Тагил. Из Тагила будто бы можно попасть в Тору, а из Торы выйти к Тоболу и Иртышу. Этот путь был наиболее удобен. Местность до Баранжи была ровной, с вещами добраться нетрудно. Расчет оказался верным, все удалось наилучшим образом. Ермак распорядился было приволочь лодки, но такая работа оказалась чересчур тяжелой. Лодки пришлось бросить.


Перед походом Ермак произвел смотр войска. К тому времени у него оставалось всего 1636 человек. Кто-то был убит в стычках с местными жителями, кто-то бежал, кто-то умер собственной смертью. Осмотрев и пересчитав людей, подготовив в дорогу все необходимое, 1 мая 1580 года, едва вскрылась земля, Ермак выступил в поход.


Река Жаравла впадает в Баранжу с юга. В ее устье Ермак велел построить небольшие плоты, на которых добирался вплоть до самого Тагила. На этой реке занялись строительством больших лодок и провели там несколько недель. На всякий случай Ермак приказал обнести место крепостной стеной. Это было еще одно Ермакове городище, известное до сих пор. Находится в трех километрах от устья Баранжи, на западном берегу Тагила.


Ничто не отвлекало казаков от дела, вскоре они снова были в пути. Спустившись по Тагилу, поплыли по Торе. На месте нынешнего Туринска в те времена стоял городок, и жил в нем татарский бек по имени Япанчи40-2, правитель тех мест. Под началом у него были не только татары, но и вогулы. Япанчи быстро собрал людей, сколько смог, и напал на Ермака, чтобы не пропустить его дальше. Это был первый серьезный бой с сибирскими татарами. Произошел он возле современной деревни Усениново41-1.


Татары не смогли причинить казакам большого ущерба. Тора в том месте резко поворачивает на север и делает петлю. Пока казаки плыли по ней, Япанчи, перебежав напрямик, снова устроил им засаду. Новое место было очень удобно для нападения, однако дела и теперь шли не лучше. Стрелы, пущенные с берега, долетали лишь до середины реки и были не страшны для казаков, тогда как их пули попадали в цель. Татар и вогулов пугали даже звуки выстрелов, обращая их в бегство. Разозленный назойливостью Япанчи, Ермак приказал остановиться и напасть на его городок. Татары не смогли отстоять его. Городок был ограблен и сожжен. Та же участь постигла и другие татарские поселения на Торе.


В первых числах августа лодки Ермака подошли к татарскому городу Тюмень41-2. После непродолжительной битвы город был взят. Места там очень красивые, татары жили богато, имели много хлеба и скота. Ермаку это пришлось по душе, и он решил остаться в Тюмени на зиму. Людям он приказал добыть у татар как можно больше продовольствия, чтобы хватило на всю зиму. Казаки рассеялись по окрестностям, некоторые добрались даже до Тархан Кала на Тоболе. Этот город подчинялся непосредственно самому хану Кучуму, о котором речь пойдет дальше. Слово "тархан" на древнетюркском означает "вельможа, освобожденный от ясака главному хану, обязанный, однако, помогать ему в случае войны". Хотя сам тархан налогов не платил, на зависимых от него людей эта привилегия не распространялась. В Тархан Кала жил как раз такой подданный хана Кучума.


Когда посланные Ермаком казаки пришли в город, там находился сборщик податей хана Кучума по имени Котыгай41-3. Казаки схватили его и повели в Тюмень к Ермаку. Атаман встретил пленника приветливо, стал расспрашивать о здоровье хана, о житье в тех краях. Он заявил, что сам собирался навестить хана, но задержался. Теперь, к сожалению, не сможет, потому что весной вернется назад, в Россию. После, желая удивить гостя, атаман приказал пятерым казакам одновременно выстрелить в воздух. Сборщик податей, которому в жизни не приходилось ни видеть, ни слышать ничего подобного, был поражен. Ермак проводил его, вручив богатые подарки для хана, его жены и сыновей. Он просил передать привет всем приближенным к хану мурзам, его домочадцам. Хитрый Ермак рассчитывал таким образом усыпить бдительность хана, чтобы тот не мог догадаться о его планах и не готовился к войне.


Освободившись от чужаков, Котыгай со всех ног кинулся в Искер, забыв о своих делах. Каждому встречному он рассказывал о том, как казаки угощали его, как пять человек стреляли невидимыми стрелами, какие подарки дали,- словом все, не упустив ни единой мелочи. Добравшись до хана, он передал ему привет и подарки Ермака, подробно поведал обо всем, что видел и слышал. Поначалу хан обрадовался подаркам, однако, чем больше думал он о Ермаке, тем тревожней становилось у него на душе. Он, конечно же, не поверил тому, что чужаки весной собираются покинуть его пределы. Чтобы понять, что же происходит на самом деле, он созвал "курэзэ" (ясновидцев) и велел узнать, что ждет его впереди. Те сказали: "Этот Ермак принесет нам большие несчастья и много горя". Услышав это, Кучум разослал во все стороны гонцов с приказом готовиться к войне, собирать войско.


В начале весны 1581 года Ермак привел свой отряд в порядок и 9 мая вновь двинулся вниз по Торе. Атаман был очень осторожен, продумывал каждый свой шаг до мелочей. Иначе и быть не могло, потому что шесть татарских мурз, объединив усилия, уже поджидали его в устье Торы. Троих звали Кашкара, Варвары, Маетмас. Имена эти увековечены в названиях аулов по берегам Торы и Тобола.


Между Ермаком и мурзами завязалось жестокое сражение, длившееся несколько дней. Успех попеременно сопутствовал то татарам, то русским. Окончательная победа все же досталась Ермаку. Первое, что приказал сделать атаман, - перебить пленных.


Добыча оказалась богатой, съестных припасов было так много, что они не умещались в лодках. Многое зарыли в землю. После этой битвы оставалось 1060 казаков. С ними Ермак поплыл дальше по Тоболу.


Ниже, на левом высоком берегу, поросшем березняком (местность так и называлась Березовый Яр), Ермака снова ждали отряды татар, рассчитавших, что он должен появиться в этих местах 8 июня. Татары преследовали врагов несколько дней, однако казаки выстрелами из ружей развеяли их отряды. Движение вниз по реке продолжалось.


Дальше казаков ждало новое испытание. Есть в русле Тобола участок, где он очень узок, а правый берег поднимается отвесной скалой. Хан приказал перегородить реку железными прутьями и укрепить так, чтобы казачьи лодки не могли пройти. Он отправил туда огромное войско во главе с Алишахом. Было велено дождаться, пока лодки уткнутся в заграждение, и сверху засыпать их стрелами.


Ермак подошел к западне 29 мая. Татары тотчас напали. Битва длилась три дня. Железные прутья, не выдержав натиска большого количества лодок, лопнули, и Ермак вырвался на свободу. Место, где подстерегали казаков, до сих пор называется Караульным Яром. Такое же название имеет деревня, находящаяся там43-1.


Бои сильно измотали казаков. Вспоминая былые сражения и догадываясь, сколько их еще будет вереди, они впали в уныние. Кое-кто всерьез стал подумывать: не лучше ли спастись бегством, пока не поздно. Число вояк таяло, да и храбрость их заметно поубавилась. Сделав привал в устье Тавды, казаки стали совещаться, решая, как быть дальше: идти вперед или повернуть вспять.


Сразу же приняв Ермака всерьез, хан Кучум неотступно преследовал его. Все, что предпринял Ермак дальше, напрямую было связано с поведением хана, а потому давайте оставим на время атамана в покое и поговорим о хане.

<< Start        < Prev        Next >
 


© 2005 proTatar. All rights reserved. Данная книга публикуется по изданию: Хади Атласи. «ИСТОРИЯ СИБИРИ» / Пер. с татар. яз. А.И.Бадюгиной.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2005.- 96 с.
Замечания и пожелания принимаются по адресу: proTatar.

© Copyright 2005 proTatar. All rights reserved.
eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz