The Zirekle Mosque



Книги.

Suzlekler.

PDF-ta tiksherelgen Cyrillic Tatar hereflere.


ХАДИ АТЛАСИ



ИСТОРИЯ СИБИРИ


Среди наук, способных сделать человека человеком в истинном смысле этого слова, первое место, вне всякого сомнения, должно отводиться истории.

Сколь жалок человек, ничего не знающий о самом себе, столь же обделен и достоин сожаления тот, кто не знает прошлого своего народа.

История - единственная из наук, способная пробудить в человеке чувство национального достоинства.


В работе видного общественного деятеля татарского народа, педагога и историка Хади Атласи "История Сибири" подробно описывается история Сибирского ханства, борьба тюрко-татар Западной Сибири за свою государственность.



О ХАДИ АТЛАСИ И КНИГЕ "ИСТОРИЯ СИБИРИ". И. К. Загидуллин.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА .
ТЮРКИ. СКИФИЯ. ТУРАН. СИБИРЬ.
СИБИРЬ.
ЧИНГИСХАН.
КЫРГЫЗЫ.
СИБИРСКИЕ ХАНЫ.
РУССКИЕ ЗНАКОМЯТСЯ С СИБИРЬЮ.
КАЗАКИ. ЕРМАК.
ХАН КУЧУМ.
ВОЙНА КУЧУМА С ЕРМАКОМ.
БЕГСТВО РУССКИХ ИЗ СИБИРИ.
ПОВТОРНОЕ ЗАВОЕВАНИЕ РУССКИМИ СИБИРИ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.
СНОСКИ.

О ХАДИ АТЛАСИ И КНИГЕ "ИСТОРИЯ СИБИРИ".

Начало XX столетия стало переломным этапом в становлении татарской нации и "золотым" периодом в ускоренном развитии национальной культуры. Интеллектуальная элита поставила задачу реформирования татарского общества, общественно-философской, эстетической, научной мысли, культуры. В этот период наблюдается активная деятельность нового поколения европейски образованной творческой интеллигенции, проявляющей повышенный интерес к национальным проблемам, развитию татарского книгопечатания и периодики, джадидистских медресе с введением светских наук.


Невиданная доселе демократизация российского общества выдвинула на политическую арену новых деятелей, ставших лидерами нации. Дети духовных лиц, предпринимателей и других социальных групп - джадидисты - кардинальным образом изменили свою жизнь, повели за собой единоверцев, активно используя печатное слово и пропагандируя свои взгляды среди широких слоев населения.


Жизненный путь основной части татарской интеллектуальной элиты данного периода вполне вписывается в выстроенную нами, пусть упрощенную, схему. Своей общественно-политической, просветительской, педагогической деятельностью они оставили светлую память о себе, их литературное, публицистическое и научное наследие востребовано и сегодня. Хади Мифтахутдинович Атласи (1876 - 1938) стал одним из видных представителей новой плеяды национальной интеллигенции, взявшей на себя ответственность за будущее своего народа.


Хади Атласи родился в семье имама дер.Чаки Буинского уезда Симбирской губернии (современный Дрожжановский район Татарстана). Как большинство детей мусульманского духовенства, Хади должен был стать продолжателем дела своего отца, готовить себя к духовной карьере. После окончания родительского мектеба юноша продолжил обучение в буинском медресе. Большую роль в его становлении сыграли трехлетние курсы для мугаллимов в Сагитовской слободе близ Оренбурга.


В 1898 г. Атласи стал преподавателем в медресе татарской общины уездного города Буинска. Молодой учитель начал обновлять учебный процесс, отсутствие учебных книг попытался восполнить своими пособиями ("Наука астрономия", "Естественная история"). Новшества, введенные молодым преподавателем, были неоднозначно восприняты приверженцами традиционализма.


Став в 1903 г. имамом крупного селения Альметьево (современный город Альметьевск) Бугульминского уезда Самарской губернии, Атласи остался верен своему кредо. Он преобразовал медресе своей махалли под джадидистское, открыл школу для девочек, продолжал писать брошюры по злободневным проблемам: о взаимоотношениях приходского духовенства и общины, о миссии, возложенной на духовных пастырей, и др.


Революционные события самым непосредственным образом отразились в судьбе сельского имама. Широкообразованный интеллигент, знающий русский, арабский, персидский, турецкий языки, в 1907 г. был избран депутатом II Государственной думы от крестьян Бугульминского уезда. В Санкт-Петербурге он стал одним из активных издателей газеты депутатов-трудовиков-мусульман "Дума", вскоре закрытой правительством (вышло всего шесть номеров издания). Столичная жизнь, парламентская деятельность, знакомство с российскими и мусульманскими общественными деятелями сыграли огромную роль в становлении личности ученого. Он впервые оценил национальный вопрос в масштабах поликонфессиональной евразийской империи, глубоко осознал стоящие перед татарской нацией проблемы, серьезно задумался о роли и месте тюркских народов в прошлом и настоящем. Роспуск II Государственной думы ознаменовал начало реакции в России.


В этот период активно обсуждался вопрос о перспективах развития национальной системы образования между традиционалистами и джадидистами. Правительство стремилось создать барьеры в становлении татарской светской школы, установить над национальной системой образования административный контроль, что было зафиксировано в Правилах 31 марта 1906 г. Анализу этого документа Хади Атласи посвятил брошюру "Яңа низам вә голәмаларыбыз" ("Новые правила и наши улемы", 1906). Острый полемический характер публикации не остался без внимания властей. В 1909 г. общественный деятель был привлечен к судебной ответственности, лишен духовного звания, осужден и заключен в тюрьму на три месяца.


Выйдя из доверия властей и оставаясь под негласным надзором полиции, Хади Атласи полностью посвятил себя творческой и научной деятельности. На новом этапе жизненного пути он впервые обратился к изучению истории татарского народа. Обновление общественно-культурной жизни, повышение национального самосознания вызвали живой интерес к прошлому татарской нации.


Между тем в начале XX в. татарская историография переживала не лучшие времена. В Казани Гайнетдин Ахмеров (1864 - 1911) продолжил дело Ш.Марджани по написанию национальной истории. Им изданы в 1909 г. "Болгар тарихы" ("История булгар"), в 1910 г. "Казан тарихы" ("История Казани"). Ахметзаки Валиди заявил о себе как специалист тюрко-татарской истории в 1912 г., после переезда в Казань. Студент Казанского университета (1911 - 1916), будущий первый татарский профессор-историк Газиз Губайдуллин начал пробу пера с литературных произведений. Ризаэтдин Фахретдин был увлечен исследовательской и редакторской деятельностью в Оренбурге и напрямую не общался с Обществом истории, археологии и этнографии. Это общество явилось важным моментом в деятельности Хади Атласи и его роли в развитии исторических знаний у татар XX в.


Кажется, решение заняться национальной историей для него стало гражданским долгом. "...Что до наших тюркских ученых, то они никогда не писали, да и теперь молчат, о великих делах славных предков, игравших в мировой истории выдающиеся роли. Во всем мы плетемся в хвосте: как вовремя не получила наша замечательная нация многих полезных знаний по культуре, точно так же по причине собственной нерасторопности навсегда утраченными для нас оказались полезные и яркие страницы истории",- с горечью констатировал автор, резюмируя период становления исторических знаний у татар до начала XX в. Возрождение исторической памяти народа способствует консолидации, усилению духа, формирует национальную гордость и достоинство.


Кто, если не мы? Если не мы, то кто напишет подлинную историю татар? Хади Атласи считал принципиально важным для исследователей - представителей нации - изложить и дать оценку событий национальной истории. Слишком уж велики были искажения и глубоки традиции тенденциозного освещения татарской истории российской исторической наукой.


Реализуя задуманное, Хади Атласи издал в 1911 г. свой первый научный труд по истории - "Себер тарихы" ("История Сибири"). Спустя три года появились книги "Сөенбикә" ("Сююмбике") и "Казан тарихы" ("История Казани"). Его обобщающие труды восполнили пробел в учебниках по истории в медресе. Они, несомненно, были внимательно изучены Габдулбарием Батталом, Ахметзакием Валиди и другими представителями интеллектуальной элиты, труды которых были опубликованы чуть позже.


Хади Атласи стал ярким представителем формирующейся татарской исторической науки, синтезировавшим в своем творчестве традиции восточной и западной исторических наук.


В становлении Атласи-исследователя, которому для получения свидетельства имама, по правилам того времени, пришлось экстренно сдавать экзамен на знание русского языка и грамоты в объеме начальной школы, в последующем не имевшего возможности обучаться в русских средних и высших учебных заведениях, важную роль сыграли увлеченность делом, неиссякаемое стремление к самообразованию, научная среда общения - сотрудничество с Обществом истории, археологии и истории (Казань), действительным членом которого он был избран в 1913 г.


Помимо научной деятельности, Хади Атласи выступал с публицистическими статьями в газетах "Йолдыз"("Звезда", Казань), "Вакыт" ("Время", Оренбург), журналах "Аң" ("Сознание",Казань), "Шура" ("Совет", Оренбург), "Мәктәп" ("Школа", Казань) и других.


Во время революции 1917 г. Хади Атласи вновь в центре общественно-политических событий. Он - участник Первого и Второго Всероссийских мусульманских съездов. Во втором из них был избран членом комиссии по разработке положения о культурно-национальной автономии мусульман внутренней России и Сибири. Ученый становится заведующим отделом образования Бугульминской земской управы. В годы гражданской войны, с приходом в город белых, он проявил себя активным членом самоуправления города Бугульмы. Покинув город, он решил перебраться в столицу Азербайджана - Гянджу. В 1920 г. советская власть арестовала его за сотрудничество с белым движением. По требованию правительства Татарской республики историк был возвращен на родину, оправдан и в апреле 1921 г. освобожден из тюрьмы. В 1920-е гг. Хади Атласи возобновил преподавательскую деятельность в школах г.Бугульмы, дер. Шугурово, Зай-Каратай.


Он всегда имел собственную позицию по принципиальным вопросам, касающимся судьбы татарской нации. В частности, Атласи активно выступал против замены арабского алфавита латиницей. Общественная активность педагога стала поводом к обвинению его в "султангалиевщине", аресту и ссылке в лагеря, в Соловки, откуда ему по состоянию здоровья удалось вернуться в 1933 г. и возобновить педагогическую деятельность в качестве учителя немецкого языка уже в Казани.


Сильные личности с активной жизненной позицией и собственным взглядом на события были опасны для советской власти. Как и многие его современники, Хади Атласи стал изгоем тоталитарной системы. В 1936 г. против него было сфабриковано дело о контрреволюционной, националистической, повстанческой и разведывательной деятельности. Ученый погиб в сталинских застенках в 1938 г. Реабилитирован посмертно.


Научное наследие ученого в первые годы советской власти оказалось востребованным, когда наблюдался подъем национальной культуры, существовала вера в светлое будущее татарского народа: книга "Казан ханлыгы" ("Казанское ханство") переиздавалась дважды, в 1920 и 1924 гг.


В 1992 г., после длительного периода забвения, на новой волне национального подъема вслед за книгой М.Худякова "Очерки по истории Казанского ханства" татарский читатель получил возможность ознакомиться со всеми тремя основными историческими трудами Атласи: "Себер тарихы", "Сөенбикә" и "Казан ханлыгы", изданных под редакцией доктора исторических наук С.Х.Алишева.


До начала XIX в. в татарской историографии книга "Себер тарихы" оставалась единственным монографическим исследованием, посвященным данной проблематике. Надеемся, что предлагаемый вниманию читателей русский перевод труда станет началом ознакомления русскоязычной аудитории с наследием татарских историков второй половины XIX - начала XX вв.


В предисловии книги "История Сибири" автор предельно четко сформировал свою концепцию о роли исторических знаний в становлении и развитии нации: "Среди наук, способных сделать человека человеком в истинном смысле этого слова, первое место, вне всякого сомнения, должно отводиться истории. Сколь жалок человек, ничего не знающий о самом себе, столь же обделен и достоин сожаления тот, кто не знает прошлого своего народа. История - единственная из наук, способная пробудить в человеке чувство национального достоинства... История- единственная наука, способная сплачивать людей...".


В чем новизна книги историка?


Историю сибирских татар Хади Атласи рассматривает глобально, как неотъемлемую часть общетатарской истории. В средневековой национальной государственности татар он видит прямую преемственность с государственными образованиями древних тюрок. В этих вопросах он выступает продолжателем традиций татарской историографии.


Согласно научной концепции Атласи, наличие государственности и борьба за национальную государственность выступают главнейшими критериями могущества народа и твердости его духа. Не случайно его привлекли "великие дела славных предков, игравших в мировой истории выдающиеся роли": периоды государственности древних тюрков и средневековых татар. Следующий ключевой момент в его оценке событий прошлого - это значение личности в истории.


Хади Атласи доводит до читательской аудитории свое видение исторических событий, реконструированных на основе критического анализа широкого круга источников и литературы. Помимо русских источников, на которые главным образом автор и опирается при изложении материала, он оперировал имевшимися в его распоряжении западными и восточными источниками. В частности, автор привлек неизвестный доселе российской историографии объемный труд татарского ученого Мурада Макки ар-Рамзи "Тәл-фикыл-әхбар вә тәлких-асар фи вакаигъ Казан вә Болгар вә мулук ат-татар" ("Добросовестные и надежные источники по истории булгарских, казанских и татарских царей"), написанный на арабском языке8-1, а также труды Шигабутдина Марджани "Мөстафәдел-әхбар фи әхвали Казан вә Болгар" ("Источники по истории Казани и Булгара") и Ризаэтдина Фахретдина "Асар".


Привлекает внимание критический подход автора к источникам. Он отдает явное предпочтение фундаментальному труду Герарда Фридриха Миллера (1705 - 1783). В течение 10 лет ученый собирал в Сибири данные для первого тома "Истории Сибири" - книги "Описания Сибирского царства и происшедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его российской державой, по сии времена" (1750 г.), переизданной в 1787 г. Второй том был опубликован на немецком языке в 1763 г. В изложении событий X.Атласи опирается на другие источники всего два раза. Первый раз - на труд Абуль-гази Бахадур-хана "Родословное древо тюрков", когда пишет, что древняя азиатская Скифия - Туран, Южная Сибирь - это древние тюркские земли, и не соглашается с тем, что первыми обитателями Сибири были китайцы. Автор делает еще один вывод, а именно: предками известных в Европе народов под названием скифы, сарматы, гунны, авары, половцы и татары являются древние тюрки. Данный вопрос по сей день остается дискуссионным. Второй раз он не соглашается с мнением Г.Ф.Миллера и И.Э.Фишера о том, что Ермак утонул в реке Валгай во время внезапного нападения татар, отдавая предпочтение труду П.И.Небольсина "Покорение Сибири" и преданию сибирских татар, что завоеватель был убит в ночном бою.


Вовсе не случайно его почтительное отношение и к труду И.Э.Фишера, которому Г.Ф.Миллер передал главы своей книги для составления очерков под названием "Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли Российским оружием" (1774).


Автор всесторонне изучил русские летописи, труды Н.М.Карамзина и В.В.Радлова, В.Н.Татищева, С.М.Соловьева, В.К.Андриевича и других известных историков. Очевидно, что привлеченная ученым историческая литература не ограничивается указанными в примечании изданиями. Показательно то, что при отсутствии сведений в более репрезентативных источниках - трудах Г.Ф.Миллера и И.Э.Фишера - автор обращается к работам Н.М.Карамзина и С.М.Соловьева, усматривая в них некую тенденциозность в описании событий прошлого, связанных с завоеванием Сибири, характеристике коренного населения и действиях хана Кучума.


В целом его монографическое исследование отражает состояние уровня изученности источникового материала и научных знаний о Сибири и тюрко-татарах. В частности, в своей работе Хади Атласи опирается на сложившееся после открытия рунических письменных памятников XVI - VIII вв. представление ученых о том, что прародиной тюркских народностей является Центральная Азия (Алтайские горы).


После ознакомления читателя с основными версиями авторитетных ученых относительно происхождения слова "сибирь" автор дает свою гипотезу генезиса данного термина. Хади Атласи вкратце излагает деятельность Чингисхана, рассматривая созданное им государство как связующее звено между древнетюркской и средневековой тюрко-татарской государственностью, а также не оставляет без внимания историю древних кыргызов.


Основная часть труда, носящая в целом компилятивный характер, посвящена описанию Тюменского и Сибирского ханств, завоеванию Сибири Ермаком, Московским государством, взаимоотношениям Ермака и казаков со Строгановыми, русским правительством.


Расширение русской экспансии в Западной Сибири историк оценивает в контексте международного положения средневековых татарских государственных образований: "Падение Казани означало начало конца всего татарского мира". Русские историки XIX - начала XX вв. выработали идеологическое обоснование расширения границ державы, выделяя что-то особенное в каждом частном случае, но в целом вписывающееся в общую канву "прогрессивности завоеваний". В силу отдаленности Сибирского ханства от места обитания православного населения обвинения в содержании большой численности русских пленных или опустошающих походах татар на русские селения не соответствовали действительности.


Не предаваясь анализу этих моментов, автор следует за источниковым материалом Г.Ф.Миллера, считая главной движущей силой завоевания Московское правительство. Хади Атласи выделяет основные этапы распространения русского господства в регионе. Достаточно подробно рассматриваются вопросы присоединения Югры, деятельность солепромышленников Строгановых, походы Ермака и "второе завоевание" Сибири с учреждением крепостей.


Автор знакомит читателя с династиями ханов, выдержками из переписки татарских правителей - важнейшими раритетами средневековой национальной государственности.


Особо необходимо сказать об освещении родословной, жизнедеятельности видного государственного деятеля, просветителя Сибири, инициатора распространения ислама в регионе хана Кучума. Период могущества Сибирского ханства и расширения его территории связан с Кучумом. Не случайно Атласи сравнивает его с ханом Золотой Орды Узбеком, в период правления которого ислам стал государственной религией полиэтнической евразийской державы, а страна достигла пика своего расцвета. Кажется, что, изучив трагические страницы истории падения татарских государств, историк увидел настоящего героя, достойного подражания, именно в Кучуме, который не отступил от своих жизненных позиций.


В начале XX века, в период ускоренного развития татарской культуры, нация как никогда остро нуждалась в новых деятелях, беззаветно преданных национальной идее. Героическая и трагическая судьба Кучума, переставшего платить дань русскому царю и укрепившего свое государство, твердость и непоколебимость хана в правоте своих действий, отказ от предложения русского царя сдаться и прожить оставшуюся жизнь в роскоши при царских хоромах после многочисленных поражений и потери военных сил, вызывает уважение автора, которое невольно передается и читателю. Хади Атласи не соглашается с утверждением Шигабутдина Марджани о том, что "Кучум продал свою страну России", называя его неверным, как и предположение последнего о кончине хана среди башкир. Историк считает последнего хана татарской Сибири личностью, предпочитавшей неволе смерть и боровшейся за свою идею до последнего дыхания. В отличие от последующих своих трудов "Сөенбикә" и "Казан ханлыгы", в которых идея воспитания через исторические события является важной составляющей сюжетов, в данной книге автор в целом строго придерживается источникового материала.


Хади Атласи сумел создать интересный научный труд, отличающийся от тенденциозной русской историографии по ряду аспектов, по-новому анализирующий ряд известных источников и оценивающий явления с точки зрения татарской историографии.



И. К. Загидуллин,
кандидат исторических наук


Next >>
 


© 2005 proTatar. All rights reserved. Данная книга публикуется по изданию: Хади Атласи. «ИСТОРИЯ СИБИРИ» / Пер. с татар. яз. А.И.Бадюгиной.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2005.- 96 с.
Замечания и пожелания принимаются по адресу: proTatar.

© Copyright 2005 proTatar. All rights reserved.
eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz