The Zirekle Mosque


Suzlekler.

Книги.

PDF-ta tiksherelgen Cyrillic Tatar hereflere.

33. Какую роль играло духовенство в государственной жизни Казанского Ханства?

Ответ (Михаил Худяков, «Очерки по истории Казанского ханства». Казань, Издательство «Магариф», 2004 г., стр.198):

Господствовавшей религией во внутренних областях Казанского ханства являлось мусульманство, и мусульманскому духовенству принадлежало почетное место в государстве.

На должность главы духовенства всегда избиралось лицо, принадлежавшее к числу сеидов, т.е. потомков пророка Мухаммеда (от дочери его Фатимы и халифа Али). Герберштейн говорит: "Сеид- высшая духовная особа у татар", и вследствие этого русские историки обычно считали, что сеид - название главы мусульманского духовенства в Казани. В действительности сеидов могло быть в Казани одновременно несколько человек, тогда как глава духовенства был только один. В русских источниках упоминаются имена некоторых глав духовенства: Бураш (1491-1507 гг.), Шах-Хуссеин (1512-1516 гг.), Беюрган (1546 г.), Мансур (1546 г.) и его сын Кул-Шериф (1552 г.). Глава духовенства считался после хана первым лицом в государстве, и в моменты междуцарствия он, в силу своего высокого положения, обычно становился во главе временного правительства. Перечисленные главы духовенства, кроме последнего - сына Мансура, стояли формально во главе государства, а Бураш и Шах-Хуссейн, кроме того, принимали активное участие в государственной деятельности, совершая поездки в качестве послов за границу, в Москву. Дипломатические поручения, которые они выполняли, требовали от них I выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта.

К числу лиц духовного звания принадлежали шейхи, муллы, имамы, дервиши, хаджи, хафизы, данишменды, а также шейх-задэ и мулла-задэ. Шейхи - проповедники мусульманства (миссионеры) и вообще благочестивые старцы; муллы и имамы - лица, совершающие богослужение в мечетях; дервиши - мусульманские монахи; хаджи (в русской передаче - ази) - лица, совершившие паломничество в Мекку; хафизы - профессиональные чтецы Корана; данишменды - учителя, наставники (мудар-рисы); шейх-задэ и мулла-задэ - сыновья и ученики шейхов и мулл. Все эти лица принадлежали к сословию духовенства и имели право участвовать в курултае, как видно из перечня участников собрания 14 августа 1551 года.

На мусульманском духовенстве лежала важная культурная миссия - ему было поручено все дело народного просвещения в Казанском ханстве, так как государство не знало иных школ, кроме духовных. Таким образом, к крайнему аристократизму государственного строя прибавлялся еще клерикализм, имевший важное значение в управлении ханством и в культурной жизни страны, но в этом отношении Казанское ханство не составляло какого-либо исключения в Восточной Европе, так как и в России гражданская школа возникла лишь 1,5 века спустя после падения Казанского ханства.

<< Start        < Prev        Next >


© 2006 proTatar. All rights reserved. В данной публикации были использованы материалы из книги М.Худякова «Очерки по истории Казанского ханства», напечатанной к 110 летию со дня рождения автора. Подготовил к печати Б.Л.Хамидуллин. Редакционная коллегия М.А.Усманов, Р.С.Хакимов, М.И.Ахметзянов, Р.У.Амирханов, Ф.Ш.Хузин, И.А.Гилязов.
Замечания и пожелания принимаются по адресу: proTatar.


© Copyright 2005 proTatar. All rights reserved.
eXTReMe Tracker
Hosted by uCoz